Эмиграция в Испанию

За что мы так любим Рим?

Ciao Рим! Ciao мир!

Вечный город. История в 2,5 тысячи лет. Город-империя. Город-история. Город великой красоты. Город, на культуре которого построена современная цивилизация. Дал начало десяткам европейских языков. Латинский алфавит используется повсеместно. Архитектура, юриспруденция, литература, военное дело, сельское хозяйство, медицина, управление городами, политическое устройство большинства стран и даже организация массовых зрелищ — всему Рим научил мир. 

Два Рима

Вы задумываетесь, почему хотите поехать в тот или иной город? Да, мы, как правило, не особенно над этим задумываемся — просто едем и смотрим: понравится или не понравится. Это неплохо, но в таком случае шансов получить «не понравилось» намного больше и виноват в этом будет не город, а вы сами. 

Есть вариант исправить это, наняв личного гида, который расскажет и покажет «про город». Но и в этом случае шансы «фифти-фифти» — гид, даже рекомендованный, может оказаться слишком скучным/поверхностным/ заумным/нудным. Причин, по которым вы можете не совпасть, может быть множество. К тому же вы у него только на день «один из многих», а он у вас — на всю жизнь, единственный. Вот не совпадёте, и пропал город. 

В Рим нужно ехать, когда знаешь зачем. Можно, разумеется, съездить исключительно ради отметки на карте личных достижений, подобно галлам в середине IV века до нашей эры, «покорить Рим». Но так вы его не узнаете и не полюбите. 

Моя точка зрения на Рим довольно спорная. Я вполне понимаю людей, которые считают, основываясь на собственном опыте, что делать там нечего, — с точки зрения современного искусства, архитектуры, политики, экономики и даже кулинарии это мировая периферия. 

И в то же время считаю, что Рим невероятно интересен, — город, который на протяжении по меньшей мере тысячи лет был крупнейшим государством мира и большую часть указанного времени — мировым гегемоном. Собираясь в Рим, нужно отдавать себе отчёт в том, что едешь прямиком в историю. Это не романтический Париж и не модернистская Барселона. Рим — это прошлое мира.

Квиринальский дворец Рим, резиденция президента Итальянской Республики
Квиринальский дворец
Ещё одно детище эпохи Возрождения. Построен по заказу папы Григория XIII (того самого, которому мы обязаны введением григорианского календаря) архитектором Доменико Фонтана. Сейчас об этом почти не упоминается, но именно здесь, а не в Апостольском дворце папы предпочитали жить до тех пор, пока их не попросили освободить помещение в 1870 году. Сейчас дворец служит официальной резиденцией президента Италии. Фактически он был отобран у пап после того, как войска Королевства Италии взяли Рим и навсегда лишили Церковь власти над страной.

Рим пережил два больших подъёма в своей истории — в качестве столицы античного мира и как папское государство — центр католического христианства — период, совпавший с расцветом итальянского Возрождения. Как-никак именно папы, так много сделавшие для разрушения античного языческого Рима (не только они, конечно, но и неоднократные нашествия как варваров, так и вполне убеждённых христиан, с удовольствием грабивших некогда великий город), содействовали возрождению величия Вечного города в новом образе: финансировали строительство соборов, зданий, фонтанов и статуй, создание фресок, картин и т. д. Так что он будет интересен и людям, интересующимся историей христианства. Ведь именно здесь были распяты и похоронены два апостола — Пётр и Павел. 

Античность

Античный Рим хотя и поражал воображение величием общественных построек (насколько можно судить по реконструкциям) — храмов, цирков, театров, площадей, был совсем невелик по размеру — в древности людям нужно было меньше пространства для жизни. То есть при том, что население города во времена императора Августа составляло около миллиона человек (всего в три раза меньше, чем сейчас), его площадь была в десятки раз меньше современного Рима. Тогда достаточно было пойти из центра в любую сторону и через 30 минут оказаться за городской стеной. 

Например, в то время река Тибр служила естественной преградой для врагов, и, значит, за ней уже была не городская территория. Нынешнее Марсово поле было пустынной окраиной, где тренировались атлеты. Там впоследствии Юлий Цезарь построил стадион, а император Домициан — расширил. Так что нынешняя Пьяцца Навона — это не что иное, как поле стадиона, который, кстати, существовал именно как стадион до XV века. 

Но начинать знакомиться с античным Римом нужно, конечно, с его центра — Форума. Forum Romanum был тем местом, где решались судьбы не только Рима, но и мира — было время, когда эти слова значили одно и то же. Здесь заседал Сенат, здесь объявляли о начале войн и о победах, сюда принесли тело Юлия Цезаря и голову Цицерона. В общем, здесь было оживлённо.   

Сейчас Римский Форум — место не менее посещаемое, чем Колизей, хотя и выглядит не столь величественно. Но в общем хоть что-то, потому что за две тысячи лет были стёрты с лица земли такие колоссальные сооружения, как, например, театр Помпея, на месте которого сейчас жилой район и где можно полюбоваться только частью кладки знаменитого своей величиной и величием здания (под стать самому Помпею, который ещё в молодости получил прозвище Великий) в фундаменте более поздних домов.  

Амфитеатр Флавиев Рим Колизей
Колизей 
Амфитеатр Флавиев был построен, как следует из названия, во времена династии Флавиев. На этом месте был пруд Золотого дома Нерона, так что строительство было в определённой степени и местью ненавидимому императору. Народ одобрил. В древности здание Колизеем не называли — это название появилось позже. Возможно, благодаря тому, что на площади перед амфитеатром стояла гигантская статуя, установленная Нероном, — «Колосс». Сначала она изображала самого Нерона, а потом была переделана в статую бога Солнца Гелиоса.

И всё-таки Римский Форум — впечатляющее зрелище — он поражает не только величиной оставшихся сооружений (высота, например, колонн храма Сатурна — 11 метров), но и тем, что большинство этих сооружений строилось за личный счёт. Все эти огромные храмы, базилики, колонны и статуи были даром Риму от лучших людей города. Забавно, что в конце концов этих статуй и монументов стало так много, что в середине II века большинство из них было удалено. Оставили только те, которые одобрили народ и Сенат. 

Мало-мальски значительные сооружения, предназначенные для публичного пользования, будь то обелиск, статуя или храм, тогда почти обязательно сопровождались посвятительными надписями, где на первом месте шло указание, что дарение предназначено в благодарность «Сенату и народу Рима» (либо что дело сделано с одобрения Сената и народа), — SPQR, и только потом сообщалось, от кого именно. 

Кстати, аббревиатуру SPQR — Senatus Populus que Romanus — можно увидеть не только на уцелевших посвятительных надписях. Она стала частью герба города и по сей день используется для обозначения имущества, принадлежащего Риму, хотя понятно, что это не то же самое. 

Довольно странно при этом, что на Пантеоне — одном из немногих дошедших до нас почти в полной сохранности античных зданий (уцелели даже бронзовые двери, которые числятся среди старейших дверей всего мира) — посвящения народу и Сенату нет. Зять императора Августа и его лучший полководец Марк Агриппа ограничился кратким: «М. AGRIPPA L .F. COS.TERTIVM FECIT», что переводится как «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, сделал». Этой лаконичной надписи до сих пор достаточно, чтобы порождать путаницу: кто-то верит, что это действительно здание, построенное Агриппой, кто-то думает, что Агриппа и Адриан, во времена которого был построен последний вариант Пантеона, если не одно и то же лицо, то близкие родственники. В действительности Агриппа построил первый вариант Пантеона, который впоследствии сгорел, а тот, что мы видим, был сооружён во времена императора Адриана — примерно через 150 лет после первого варианта, в 118–120 годах. 

Однако мы можем не сомневаться, что здание с самого начала было круглым, — на прямой линии к северу от него располагался мавзолей Августа — фамильная усыпальница рода Юлиев-Клавидиев — тоже цилиндрической формы, почти в два раза больше в диаметре, но с аналогичным портиком при входе. Считается, что оба здания были посвящены Августу и представляли собой единую архитектурно-идеологическую концепцию, убеждающую в божественном происхождении императора. Возможно, поэтому Марк Агриппа не указал в посвящении SPQR.

А вот знаменитый купол Пантеона, целиком отлитый из бетона, вероятно, был придуман позже, поскольку, например, мавзолей Августа был решён намного проще с архитектурной точки зрения. Скорее всего, автором является архитектор Аполлодор. Хотя есть версия, что в разработке проекта участвовал сам император Адриан, увлекавшийся архитектурой, и у него с Аполлодором даже возник конфликт из-за разных взглядов на проект. 

 Marcus Aurelius statue on Piazza del Campidoglio
Статуя Марка Аврелия
Конная статуя Марка Аврелия на Капитолийском холме — уникальное бронзовое изображение, уцелевшее с античных времён. Дело в том, что в Средние века бронза была в дефиците и всё, что можно было переплавить, плавилось. Статуя уцелела благодаря тому, что её нашли в саду дома, некогда принадлежавшего брату Константина Великого, и приняли за изображение самого Константина — канонизированного римского императора. К тому времени никто уже не мог вспомнить, как выглядел Константин. И только в XVI веке ватиканский библиотекарь опознал во всаднике императора Марка Аврелия. К счастью, это была уже эпоха Возрождения, что спасло для потомков уникальное произведение. Кстати, на площади стоит копия. Оригинал помещён в музей.

Пропорции Пантеона и его купол являются образцовыми для архитекторов до сих пор. В мире огромное количество зданий, построенных в подражание Пантеону. Одно из них — старый Ижевский цирк.

Возрождение

Говорят, что если все камни, из которых был построен античный Рим, вернутся на своё место, то Рима эпохи Возрождения не станет. Это действительно так. В период раннего Средневековья, после развала Римской империи, город долгое время был лёгкой добычей для разной степени оголтелости варваров и полуцивилизованных государств Европы, мечтавших получить богатства некогда величайшего города мира. 

Папы, под управлением которых город оказался сразу после распада Западной Римской империи, были не в состоянии противостоять самым агрессивным завоевателям, однако сумели сохранить власть над городом вплоть до 1870 года, когда была учреждена Итальянская Республика, а территория папского государства ограничена Ватиканом. Причём до 1929 года, когда были подписаны Латеранские соглашения, Католическая церковь официально считала Рим оккупированной территорией.  

В Средние века Рим пришёл в упадок — население города в XIV веке составляло всего 17 тысяч человек. Представьте, в каком упадке был город, он разваливался на глазах. Античный Рим, ограбленный и нищий, стал руинами. В таком состоянии он встретил начало Возрождения. И в таком состоянии Рим, разумеется, стал строительным материалом для собственного Rinascimento. К тому времени папы укрепили своё влияние и распространили власть на значительную часть Апеннинского полуострова, что наконец позволило им начать отстраивать и столицу. К началу XVI века — и началу эпохи Высокого Возрождения — папа Юлий II вознамерился сделать из Рима центр мировой культуры. Здесь работали лучшие художники, скульпторы, архитекторы. 

Собственно, самое значительное произведение эпохи Возрождения в Риме — собор Святого Петра — решил строить Юлий II. Считалось, что на этом месте был захоронен апостол Пётр и над его предполагаемой могилой стояла базилика, построенная ещё при императоре Константине. При строительстве этой первой базилики никакого Ватикана ещё не было — выше мы говорили, что всё, что за Тибром, было за границами города. А согласно древним законам Рима никто, кроме весталок, не мог быть похоронен внутри городских стен. Ну и понятно, что именно поэтому святой Пётр был похоронен за рекой. 

Собор Святого Петра в Риме и река Тибр
Могила святого Петра
С захоронением святого Петра не всё ясно. Во-первых, неизвестно, где именно был захоронен Пётр. Во время раскопок под собором Святого Петра обнаружили огромное древнее кладбище, но как среди прочих остатков определить Петра? За неимением прочих доказательств принято считать, что одна из могил, по виду «особо почитаемая», и есть могила Петра. Ну и, во-вторых, пока не удалось обнаружить никаких свидетельств того, что Пётр вообще был в Риме.

Первая же резиденция пап располагалась тоже за городом, но на другом краю — за Аврелиановой стеной, в старом Латеранском дворце, ныне не существующем. Считалось, что в центре города тогда ещё сильны были сторонники языческих религий, которые враждебно относились к укрепляющимся христианам. Здесь в 313 году была построена первая христианская церковь Рима (сейчас это Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано), которая с тех пор считается Папским храмом и официально именуется «Матерью всех церквей». Кстати, каждый из кардиналов Католической церкви имеет в городе собственный кафедральный собор, где после смерти хранится его официальный головной убор — биретта. 

Всё это время мы фактически говорим о Риме эпохи Возрождения — Латеранский дворец был заново отстроен архитектором Доменико Фонтана (он же автор Сикстинской капеллы), а Латеранская базилика обязана своим нынешним видом Франческо Борромини. 

Собор Святого Петра — творение целой россыпи гениев: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Вообще, Ватиканский дворец — это дитя Возрождения: Сикстинская капелла, расписанная Микеланджело, ложи, расписанные Рафаэлем, площадь Святого Петра, оформленная Бернини. Само строительство Апостольского дворца, который много позже станет последним прибежищем папского престола, началось с возвращения пап из «Авиньонского пленения». До этого в Ватикане существовала папская резиденция, но к концу XIV века она была заброшена — ею давно не пользовались.

Не только церкви, фрески и статуи на религиозные темы оставили после себя Риму могущественные папы эпохи Возрождения, но и множество произведений светского характера. Например, многочисленные дворцы знати. Поскольку папский престол в то время был чем-то вроде избираемой монархии, то, разумеется, каждый новый папа старался возвысить своих многочисленных родственников — им доверялись важнейшие должности и даровались титулы, поручалось управление папским имуществом. Они стремительно богатели, строили красивые дома и парки, покупали произведения искусства. Например, вилла Боргезе, знаменитая своим собранием живописи и скульптуры, была построена племянником Павла V Шипионе Боргезе, которого дядя сделал кардиналом. Сделать папой кого-либо из рода было мечтой каждого знатного семейства не только в Риме, но и во всей Италии. Барберини, Колонна, Орсини, Медичи, Делла Ровере, чьими палаццо мы любуемся сегодня, имели в своих семьях пап, а некоторые — не по одному. 

Знаменитейшие фонтаны работы Джованни Бернини на площади Навона  тоже были профинансированы Церковью. Причём папа Иннокентий X (Памфили) терпеть не мог Бернини, который был любимцем предыдущего понтифика — папы Барберини, но одобрил макеты фонтанов, как только их увидел. Нужно добавить только, что на площади стояло фамильное палаццо семейства Памфили и, разумеется, его нужно было украсить. 

Как видите, Римом только начнёшь интересоваться и остановиться бывает трудно. Его античный период — это бесконечная история, эпоха героев, завоеваний мира, великих полководцев, царей, сенаторов и императоров, исторических сражений и историй любви и предательства мирового масштаба. Возрождение — не менее захватывающая эпоха, полная интриг, войн между могущественными семействами, время великой красоты, гениальных прозрений, игр престолов и разочарований. Причём та и другая причудливо переплетаются. 

Благодаря тому, что император Фока подарил Пантеон Церкви, мы можем до сих пор любоваться этим зданием, в противоположность мавзолею Августа, который был фактически разрушен. Сегодня каждый папа носит титул, который носил когда-то Юлий Цезарь, — pontifex maximus, то есть великий понтифик — одна из главных жреческих должностей в Древнем Риме, название которой пошло от наименования человека, наблюдавшего за возведением мостов через Тибр. На площади Святого Петра стоит обелиск, привезённый императором Калигулой из Египта, в шаре на вершине которого, как считалось, хранился прах Юлия Цезаря…  

 Architecture of the Vittorio Emanuele II Monument in Rome at night
20 сентября
Эта дата для итальянцев фактически день независимости. Именно в этот день войска, направленные королём только что объединённой Италии Виктором Эммануилом (монумент ему на фото), пробив пушечным огнём Аврелианову стену, вошли в Рим и поставили точку на существовании Папской области. Церковь не признавала поражение почти 60 лет. Только в 1929 году были подписаны Латеранские соглашения, которыми было фактически создано государство Ватикан. Святой престол в ответ (и за немалых размеров компенсацию) отказался от финансовых претензий к Италии «за оккупацию и аннексию Папского государства».

Перечисление может затянуться на годы. А ведь есть ещё история Рима и Наполеона, история Рима и русских аристократов, история Рима и множества известных писателей, написавших о нём… 

Римские «развалины», которые нам остались, просто оформляют вход. Внутри — бесконечность. Можно остаться снаружи, можно войти, и тогда вы, возможно, станете частью римского мира — pax romana — будете видеть его следы повсюду: в испанских и португальских городах, на турецком побережье, в Лондоне, Париже, Кёльне, Марселе и на Сицилии, и даже в Вашингтоне. Ведь Рим — это мир. И мы в него обязательно вернёмся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *